Воскресенье , Ноябрь 18 2018
Главная / Новости / Аутсорсинг / С банка можно взыскать пеню за просрочку возврата депозита

С банка можно взыскать пеню за просрочку возврата депозита

Вкладчик по договору депозита является потребителем финансовых услуг, а банк их исполнителем и должен уплатить пеню в размере 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки,  сообщаает ЮРЛИГА.

Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 28 сентября 2016 года рассмотрел дело 6-1699цс16 по иску вкладчика к ПАО «Коммерческий банк «Финансовая инициатива» о защите прав потребителей и взыскании средств.

При рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция.

В соответствии со статьей 2 Закона «О банках и банковской деятельности» вклад (депозит) – это средства в наличной или в безналичной форме, в валюте Украины или в иностранной валюте, которые размещены клиентами на их именных счетах в банке на договорных началах на определенный срок хранения или без указания такого срока и подлежат выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины и условиями договора.

В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 1 Закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», финансовая услуга – это операции с финансовыми активами, которые осуществляются в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, – и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.

По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее или доход в другой форме на условиях и в порядке, установленных договором (часть первая статьи 1058 ГК).

Статья 1 Закона «О защите прав потребителей» определяет:

– потребителем является физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника (пункт 22);

– продукция – это любые изделие (товар), работа или услуга, которые изготавливаются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общественных потребностей (пункт 19);

– услугой является деятельность исполнителя по предоставлению (передаче) потребителю определенного договором материального или нематериального блага, которая осуществляется по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей (пункт 17);

– исполнитель – предприятие, которое выполняет работы или оказывает услуги (пункт 3).

В соответствии с частью пятой статьи 10 Закона «О защите прав потребителей», в случае, когда исполнитель не может исполнить (просрочивает исполнение) работу (предоставление услуги) согласно договору, за каждый день (каждый час, если продолжительность выполнения определена в часах) просрочки потребителю уплачивается пеня в размере 3 % стоимости работы (услуги), если иное не предусмотрено законодательством. В случае если стоимость работы (услуги) не определена, исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере 3 % общей стоимости заказа.

Уплата исполнителем неустойки (пени), установленной в случае неисполнения, просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождает его от исполнения обязательства в натуре.

Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что вкладчик по договору депозита является потребителем финансовых услуг, а банк их исполнителем и несет ответственность за ненадлежащее предоставление этих услуг, предусмотренную частью пятой статьи 10 Закона «О защите прав потребителей», а именно уплату пени в размере 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки.

Согласно части третьей статьи 549 ГК пеней является неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения.

Пеня является особым видом ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, имеет целью кроме возмещения убытков после совершенного нарушения по выполнению обязательства, дополнительную стимулирующую функцию для добросовестного исполнения обязательства.

Кроме того, до момента совершения нарушения пеня играет обеспечительную функцию, и наоборот, с момента нарушения – представляет собой меру ответственности.

В пересматриваемом деле суды предыдущих инстанций пришли к ошибочному выводу о неприменении положений Закона «О защите прав потребителей» к спорным правоотношениям, потому ВСУ отменил их решения в части разрешения требований о взыскании 3% пени на основании части пятой статьи 10 этого Закона.

По материалам buhgalter911

Смотри также

Устанавливаем сроки выплаты зарплаты — рекомендации Минсоцполитики и Гоструда

В письмах от 23.07.2018 г. № 1305/0/101-18/28 и от 25.07.2018 г. № 5870/4/4.1-ДП-18специалисты Минсоцполитики и Гоструда разъяснили вопросы …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *