fbpx
Неділя , Червень 4 2023
Главная / Новини / Аутсорсинг / Проект Закона об отмене в Украине налога на добавленную стоимость. Миф или реальность?

Проект Закона об отмене в Украине налога на добавленную стоимость. Миф или реальность?

В Верховной Раде зарегистрирован проект Закона № 5401 от 16.11.2016 об отмене в Украине налога на добавленную стоимость с 1 января 2017 года.

Авторы проекта так обосновали необходимость его принятия (см. Пояснительную записку к законопроекту):

НДС необходимо отменить, как налог, сдерживающий развитие потребительского рынка, создает фискальную нестабильность, стимулирует коррумпированность контролирующих органов. Также отмечается, что стоимость «откатов» для возврата НДС в течение 2010 – 2015 гг. Колебалась в пределах 20 – 60%. Ее пик пришелся на 2014 год, когда стоимость «услуг» госслужащих достигала 60% от суммы возврата НДС.

По НДС в последние годы четко прослеживается негативная тенденция – ежегодная сумма средств от НДС, поступающий в бюджет, постепенно уменьшается, по сравнению со средствами, которые возмещаются из него.

НДС имеет значительное влияние на общий уровень и регрессивность, особенно в отношении малообеспеченных слоев населения.

Наличие большого количества исключений и льгот по налогообложению, прежде всего индивидуального, отраслевого и территориального характера, негативно влияет на эффективность администрирования налога на добавленную стоимость и создает налоговую дискриминацию.

Подобные льготы по налогообложению можно считать одной из форм косвенных субсидий со стороны государства, нарушает основные принципы рыночных условий, препятствует здоровой конкуренции за счет предоставления преимуществ одним субъектам предпринимательства по отношению к другим.

Нередки факты уклонения от уплаты налога и незаконных требований по возмещению НДС.

Наиболее распространенными схемами нарушений законодательства при взимании НДС являются:

  • псевдоэкспортные операции или экспорт товарно-материальных ценностей по искусственно завышенным ценам и с использованием в цепи поставщиков “фиктивных” предприятий;
  • внутренние операции по продаже с использованием ценовых трансфертов, когда искусственно завышаются продажные цены для увеличения налогового кредита, при этом продавцами являются фирмы- “бабочки”, которые после совершения операций ликвидируются;
  • бестоварные операции с использованием предприятий, освобожденных от налогообложения;
  • импорт товарно-материальных ценностей по ощутимо заниженным ценам;
  • импорт так называемой “давальческого” сырья;
  • безосновательное использование налоговых векселей;
  • проведения бестоварных операций;
  • реализация товарно-материальных ценностей по ценам ниже стоимости приобретения (разновидность фиктивных операций);
  • использование льгот предприятиям с иностранными инвестициями, специальных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР) и бюджетных дотаций;
  • применение механизма подписки, единого налога и упрощенной системы налогообложения в торговле.

Недостаточной является эффективность деятельности государственных органов по взысканию налога на добавленную стоимость, низка результативность деятельности правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере налогообложения.

Подытоживая изложенное, авторы законопроекта пришли к выводу, что Украине не нужно НДС на сегодня. На этапе становления экономики, особенно при переходе от глубоко коррумпированной системы, лучше жить без НДС. За счет увеличения количества активных предпринимателей возрастет и количество поступлений. Если только сохранить средства, которые разворовываются сейчас на схемах от НДС, это уже будет в большей степени покрыты потери от отмены этого налога. Сегодня до 70% экономики работает в тени именно из-за коррупции и недостатки налоговой системы. Эффект от устранения «коррумпированного налога» может быть соразмерным с введением упрощенной системы налогообложения в конце 90-х, когда миллионы людей получили возможность работать открыто. Сегодня – это каждый 18 гражданин Украины, который часто рядом со своим рабочим местом создает еще несколько. В конце концов, государство должно превратиться из «рэкетира», который пользуется недостатками законодательства, в партнера предпринимателя. Тогда можно ожидать возрождения страны.

По материалам ВРУ

Смотри также

Про особливості звітування з ЄСВ у перехідний період

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *